На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РАЗНОЕ ...

24 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    зачем из  опуса  делать винегрет? Пишете про  аресты  в Челябинской  области, тут  же  про Зелю, про некую старуху-те...22.02.25==Челябин...
  • Владимир Алтайцев
    А  где  мясо?  Без  мяса  это просто  некалорийная  похлёбка.12.02.25==Настоящ...
  • Владимир Алтайцев
    Ситуация  грозная, надо  спасать ПМР27.01.25==Ситуаци...

13.01.22==Если ужесточить санкции, то быстро наступит конец космическому сотрудничеству с Западом»

«Если ужесточить санкции, то быстро наступит конец космическому сотрудничеству с Западом»

— Как бы вы охарактеризовали сегодняшнюю политику США в отношении России? Ведь Россия реально во многих заявлениях и документах в США обозначена как враг и агрессор. Так как на это реагировать российскому руководству?

 

— Российское руководство хочет не только статуса гаранта европейской безопасности, но и сохранения долгосрочной взаимозависимости с Западом. То есть «враг» и «агрессор» — это все воспринимается как временные трудности. Без Запада у России мало шансов на устойчивое развитие, но Россия хочет укрепить взаимозависимость на условиях сохранения политической автономии, а не на условиях принятия западных правил для своего внутреннего политического и экономического порядка. Также российская элита хочет от Запада гарантий, что при неизбежной смене власти в стране, когда бы она ни произошла, Запад безоговорочно примет любой исход этой смены.

— Все-таки если Кремль решится на активные действия в Украине, то чем реально может ответить США, кроме санкций?

— А зачем Кремлю сегодня Украина? В 2014 году Украина представляла Москве угрозу тем, что «революция достоинства» грозила появлением привлекательной политической и экономической альтернативы российскому порядку. Проще говоря, российская власть испугалась, что обновленная Украина может создать условия, при которых украинцы станут богаче россиян. За восемь лет этого не произошло, даже свою зависимость от платежей за транзит газа Украина не сняла.

Так куда спешить? 

NYT заявила о победе Кремля на прошедших 10 января переговорах с США

Надо внимательно читать российских околовластных экспертов и идеологов — они считают Украину недееспособным государством и поэтому уверены в неизбежном возвращении страны под российское влияние в перспективе 10–20–30 лет. Да, есть проблема непризнанных из-за аннексии Крыма российских границ, то есть проблема обреченного на нищету Донбасса с российским военным присутствием. А там вправду нет никаких привлекательных экономических перспектив ни в нынешнем виде, ни даже в случае полного урегулирования конфликта при нынешнем состоянии украинской экономики. Но эти вопросы Россия считает нужным обсуждать только с Соединенными Штатами, с Западом. Российской власти надо, чтобы Запад, если и не отвернулся от Украины, то давил бы на нее в том, что касается реализации Минских соглашений на российских условиях. 

Замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков и замгоссекретаря США Вэнди ШерманЗамминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков и замгоссекретаря США Вэнди Шерманпресс-служба МИД РФ

Итогом должно стать то, что ключ от украинской государственности будет находиться в Москве. А это тоже должно открыть путь к желанному статусу гаранта европейской безопасности. Цель ведь для российской элиты привлекательная: Украина под контролем, Беларусь прочно интегрирована в Союзное государство, российские офицеры инспектируют американские базы ПРО в Румынии и Польше, НАТО ослаблена, а лучше полностью демонтирована, и никто на Западе не задает этой элите вопросов и не выдвигает претензий об особенностях политических и экономических отношений внутри самой России.

— Кстати, о санкциях. Недавно агентство Associated Press со ссылкой на источники заявило, что США могут добавить Россию в список стран, к которым применяются суровые ограничительные меры, в случае нападения на Украину. Вероятно, речь идет об ограничениях экспорта высокотехнологичной продукции, а также микроэлектроники, которая сделана с применением американских технологий, или ПО. На ваш взгляд, время пришло, и Штаты могут решиться на что-то реально болезненное для России, невзирая на экономический ущерб для себя и Европы?

— США и так ранее ввели санкции, очень болезненные для российского машиностроения. Тут не стоит недооценивать последствия. Санкции не призваны менять поведение страны — это очень упрощенная трактовка. Санкции призваны сокращать свободу маневра и повышать издержки деятельности. Вспомните Кубу, например. Десятилетия под жесткими санкциями, в итоге, кроме нищеты и отсталости, не смена режима, а зависимость от СССР и неспособность «экспортировать» революцию на континент, что для американцев на рубеже 1950–60-х годов было актуальной проблемой. Так что не надо санкции недооценивать. 

Что касается перспективы новых санкций против России, то вводящий санкции субъект всегда должен оставлять себе место для шага вперед. Ограничения экспорта высокотехнологичной продукции — очень сильная и болезненная мера, но надо смотреть, что останется местом для шага вперед. И тут на ум приходит, например, постепенная блокировка долларовых счетов российских госкомпаний, а также постепенно расширяющееся эмбарго на закупки российской продукции и услуг (тут ведь не с нефти и газа будут начинать, а, например, с запрета покупать сервисы и ПО у российских IT-компаний). Так что не нужно смеяться над тем, что США могут запретить экспорт айфонов в Россию. Нужно понимать, какие опции будут у них следующими в случае такого запрета.

— Если все-таки это произойдет, как может пострадать российская оборонная и космическая отрасль? 

— Наша космическая промышленность уже сильно страдает от существующих санкций. Если их еще ужесточить, то, скорее всего, быстро наступит конец космическому сотрудничеству с Западом, а это явно не в наших интересах и вроде бы пока не в американских и не в европейских интересах тоже. Так что, надеюсь, до такого не дойдет.

«Запад столетиями играл роль источника для российской модернизации — неплохо было бы его сохранить»

— Сегодня проходит Совет Россия—НАТО. Эта встреча станет развитием переговоров между Россией и США, прошедших в Женеве. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что нереалистично ожидать от этих переговоров решение самых острых проблем. А что вы ожидаете? 

— Ничего особенного не ожидаю. Максимум — какие-то технические договоренности, направленные на снижение вероятности разных неприятных инцидентов и аварий.

— Может ли по итогам этих встреч родиться новый документ, новые соглашения, о которых говорил Йенс Столтенберг? 

— Это самый сложный вопрос. Пока действия нашей страны и риторика наших дипломатов показывают, что мы не особо стремимся договариваться. Единственное, мы бы хотели договориться с США по сокращению и контролю вооружений (ядерные, обычные, космос, ПРО и т. д.), но нынешние переговоры ведь вовсе не об этом. Хотя допускаю, что подниматься они будут.

Пока действия нашей страны и риторика наших дипломатов показывают, что мы не особо стремимся договариватьсяПока действия нашей страны и риторика наших дипломатов показывают, что мы не особо стремимся договариватьсяnato.int

— Как вы прогнозируете дальнейшее взаимоотношение НАТО и России? 

— Пока, если не случится ничего экстраординарного, продолжится конфронтация и минимальный уровень системного взаимодействия. Условий для каких-то прорывов в отношениях просто нет.

— Ничто не вечно — и этот режим, и его внешняя политика. На ваш взгляд, какие задачи должны себе поставить творцы постпутинской внешней политики в западном направлении? 

— Ради собственного развития и высвобождения ресурсов нам надо урегулировать отношения с Украиной и с Западом. Для этого даже в рамках ООН давно созданы вполне элегантные инструменты и механизмы вроде Совета по Опеке. Нам надо где-то улучшать, а где-то и восстанавливать экономические связи. Нам нужны западные инвесторы и западные специалисты, которых нужно привлекать сюда свободой предпринимательской активности, низкими налогами, удобством ведения дел и наличием здравого смысла в повседневной жизни. Запад столетиями играл роль источника для российской модернизации, и нам неплохо было бы этот источник сохранить.

— Пока Россия выясняет отношения с Западом, Китай за этим наблюдает и делает выводы. Как вы видите роль Китая в конфигурации сил на мировой политической карте: Россия—Европа—США? 

— В Кремле не считают Китай ни другом, ни союзником. Сотрудничаем, где возможно, но без фанатизма, потому что с Китаем очень нелегко работать. Начать с того, что для китайцев абсолютно чужд термин «взаимозависимость». Россия использует фактор Китая, чтобы договориться с Западом, но и сохранить свою глобальную политическую автономию, сохранить роль центра силы, несмотря на все экономические трудности и слабости. А у Китая свои интересы, и это сложившаяся супердержава. Но кроме Европы, США и Китая, надо помнить и о других игроках — об Индии, о персидских монархиях, о гигантском Египте, о Турции с Ираном, о Пакистане, Индонезии и Нигерии тоже. И здесь, кстати, мы пытаемся выстроить свое внешнеполитическое равновесие. Другое дело, что мы слишком увлечены нашей конфронтацией с Западом и поэтому не очень грамотно распоряжаемся имеющимся у нас потенциалом.

наверх